Директор компании «БЕЛВИАСАТ» Петр Станкевич: Возможно, в будущем со спутника Sirius будут вещать до 8 белорусских каналов Все мы чаще или реже смотрим телевизор. Кто-то предпочитает информационные телеканалы, кто-то фильмовые или развлекательные, а кто-то познавательные. В любом случае чем больше выбор, тем лучше.
Сегодня мы беседуем с Петром Станкевичем, директором компании «БЕЛВИАСАТ». Компании, которая является исключительным правообладателем ретрансляции телеканалов группы «VIASAT» в Беларуси (TV1000, Explorer, History, Sport и др.). А также учредителем и производителем белорусского телеканала «+TV».
— В каком году появилась компания «Белвиасат»?
— Компания «БЕЛВИАСАТ» появилась в конце 2004 года и с января 2005 года начала оперативно работать на рынке контента платного телевидения в кабельных сетях Беларуси.
– Какие телеканалы среди фильмовых, познавательных или спортивных пользуются большим спросом у зрителей, а какие – меньшим?
— У каждого телеканала своя аудитория и, я бы сказал, свой зритель, отличающийся по образованию, по уровню жизни. Но если все же обобщить, то в первую очередь зрителями востребованы фильмовые телеканалы. Особенно хорошие рейтинги имеют телеканалы «TV1000 Action», «ТВ1000 Русское Кино» и, конечно же, классический «TV1000». Далее идут спортивные и познавательные каналы: «Viasat Sport», «Viasat History», «Viasat Explorer». Тут часто рейтинг канала зависит от сезона, наличия той или иной спортивной трансляции или цикла программ.
— Сколько на сегодня операторов в Беларуси (можно в процентном соотношении) транслируют Ваши телеканалы?
– Из 136 операторов КТВ (реально работает около 116 операторов) мы имеем договора на трансляцию наших телеканалов с 84 операторами.
— Почему некоторые операторы не хотят транслировать телеканалы «VIASAT», несмотря на то, что они пользуются достаточно большим спросом у телезрителей?
— Я бы поставил вопрос по-другому: «Почему компания «Белвиасат» не работает с некоторыми операторами? Мы не работаем с теми, кто нас обманывает по количеству абонентов, кто не платит вовремя, кто не выполняет условия договора. Вот с такими «чудо-операторами» мы не работаем и не будем работать. Кабельное телевидение – это бизнес. А любой бизнес – это улица с двусторонним движением. И обеим сторонам должно быть выгодно. А тот, кто занижает отчеты по абонентам, тот, мягко говоря, занимается хищением. Со своих абонентов (телезрителей) эти операторы вовремя и аккуратно собирают деньги и, если что, то и отключают от услуги кабельного ТВ. Так почему во взаимоотношении с правообладателями появляются некие «робингудовские» нотки: отнять у богатого и отдать бедному? Ведь все равно бедному ничего не отдают. На нем зарабатывают по полной программе на трансляции качественных и популярных телеканалов. Я считаю, все должно быть честно и взаимовыгодно.
— Как Вы оцениваете рынок платного телевидения в Беларуси в целом? Сколько всего домохозяйств пользуются услугами платного ТВ (кабельного, эфирного, IPTV)?
— Здесь есть разные и часто противоречивые оценки рынка. Если смотреть по отчетам операторов кабельного ТВ, то он меньше миллиона квартир, если по проверочным данным и реальному сектору кабельного ТВ – то наша оценка на уровне от 1,5 до 1,8 миллиона квартир. Что касается населения, которое смотрит эфирное ТВ, то здесь есть точные данные Минсвязи и БРТПЦ. Мы не работаем в секторе эфирного ТВ и не занимались своей оценкой данного сегмента рынка.
— В сравнении со странами-соседями (Украина, Россия, Польша, Литва…) мы сильно отстаем на Ваш взгляд?
— В развитии кабельного ТВ? Нет, не согласен. Кабельные сети белорусских операторов не хуже, чем у наших соседей. По проникновению – возможно. В Польше и Литве закабелированы даже деревни. А в России есть целые города, где нет кабельных сетей. Так что везде своя картина.
Вот в области DTH (спутниковых платформ) мы реально отстаем. В России уже работает НТВ+, «Триколор», «Радуга ТВ», «Платформа HD», «Viva» (бывший «Орион Экспресс») и другие операторы. В Прибалтике по одной платформе «VIASAT». В Украине уже четыре платформы: «НТВ+ Украина», «Поверхность+», «Vision» и новая «MyTV». В Польше – три. И только у нас ничего подобного нет. Вот и приходится «счастливым» белорусским владельцам спутниковых систем оплачивать «серые» схемы за прием платформы сопредельных стран. А по самым грубым оценкам экспертов – индивидуальных установок в Беларуси уже более полумиллиона.
— Как сказался кризис на отрасли платного ТВ в мире в целом и в Беларуси в частности? По оценкам «J-son & Partners Consulting», абонентская база пользователей услуг платного ТВ в России выросла более чем на 15 % за год. А как у нас?
— У нас ежегодный прирост базы абонентов кабельного ТВ где-то на уровне 5-7 %, и это нормально. Вот прирост новой услуги IPTV от «Белтелекома» составил за 2009 год десятки раз. И это следствие правильной маркетинговой политики, грамотных пакетов и разумного уровня цен. И в 2010 году количество подписчиков IPTV у «Белтелекома» будет, я думаю, только расти.
— Недавно компания «БЕЛВИАСАТ» начала продавать рекламное время на некоторых телеканалах (TV1000, Explorer, History). Это тоже отголосок кризиса? Абонентов это не будет раздражать?
— Нет, продажа рекламного времени – это не отголосок кризиса. Это еще докризисная поэтапная стратегия, которая воплощается в жизнь. Рекламные блоки стоят между фильмами и не будут никого раздражать. Ведь у наших конкурентов реклама идет уже по три-четыре года и ни у кого отторжения не вызвала.
— Как Вы считаете, когда большинство операторов перейдет на цифровое вещание? И еще более интересно, когда, наконец, в Беларуси будет востребовано HDTV (телевидение высокой четкости)?
— Переход на «цифру» неизбежен. Вопрос «Когда»? Сейчас переход на цифровое вещание, особенно в КТВ, не нужен никому: ни каналам, ни абонентам, ни операторам. Я считаю, что лучше немного подождать. Еще мало абонентских телевизоров, готовых принимать «цифру», SetTopBox’ы еще дороги и не идеальны. Аналоговые кабельные сети – основной кормилец оператора КТВ. Надо подождать. Время работает на нас. Технологии развиваются, оборудование дешевеет. Зачем закупать сегодня дорого то, что завтра будет несовременным, а аналоги будут более продвинутые и дешевые? Сколько процентов населения готово смотреть «цифру»? Как показывает опыт белорусских операторов КТВ, уже внедривших цифровое вещание – не более 8-10 %. А сколько сделано вложений?
Продолжение в следующем топике...
http://tv.tut.by/news.php?id=6314