Главная » 2014 » Декабрь » 30 » Задумчиво глядя вслед уносящемуся году Синей лошади…
23:09
Задумчиво глядя вслед уносящемуся году Синей лошади…

Вот и завершается 2014 год. Год, тяжёлый, противоречивый и полный всяческих неожиданностей, как для страны в целом, так и для отрасли Сат ТВ - в частности. Его последствия ещё долго будут горячо обсуждаться не только на специализированных форумах в профильных дискуссиях, но и в общении между политиками, дипломатами и военными во всём мире. Но мы не будем столь далеко и глобально углубляться в подобного рода дебри. Давайте вместе вспомним те веховые события, которыми он, безусловно, отметится и запомнился в отрасли.

 

Начался он с традиционной выставки СSTB 2014 в Москве, основным трендом которой было обсуждение технических разработок и внедрения решений на примерах потребления контента современными абонентами посредством использования IPTV, ОТТ, мобильного и интернет ТВ, социальных сетей, онлайн видео сервисов на всех типах потребительских устройств. Там же рассматривались проблемы, связанные с более глубоким внедрением и продвижением того, что на сегодняшний день составляет один из наиболее значимых драйверов развития отрасли, а именно – HD вещания, а также его новой разновидности – UHDTV. Вторым существенным блоком поднятых и рассмотренных в ходе выставки и параллельного форума  вопросов была проблематика, связанная с распространением контента, как основной услуги операторов платного ТВ и как составная часть процесса - эволюция маркетинга в платном ТВ.

 

В начале февраля состоялся долгожданный запуск спутника ABS 2 в орбитальную позицию 75Е, когда без преувеличения все энтузиасты спутникового ТВ затаив дыхание и скрестив пальцы, следили за тем, удачным ли он будет, поскольку предыдущая затяжная череда неудачных запусков (об этом вспомним ниже) до и после этого события российской космической промышленности и постоянные переносы сроков старта этого аппарата, вселяли нехороший пессимизм в сердца энтузиастов. В конце концов, спутник таки был запущен и вышел на расчетную орбиту, но… Разочарование им проявилось позже, когда стали очевидны проблемы с энергетикой и его жизнеобеспечением, что вылилось в длинную, постоянную и бесконечную череду смены параметров и глобальных перетурбаций на нём для всех вещателей и телеканалов, которые предоставляли свои услуги и доступ абонентам до сигнала со спутника, увы, продолжающиеся и по сей день.

 

К сожалению, тема аварий спутников связи нашла своё продолжение весной. Самый мощный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р", который должен был быть запущен в орбитальную точку 80Е, не был выведен на расчетную орбиту из-за аварии с ракетой-носителем "Протон-М", стартовавшей в ночь 16 мая с космодрома Байконур. Специалисты подсчитали, что это была уже 14 серьёзная авария запусков под эгидой Роскосмоса за три последних года и самая существенная потеря для потребителей региона Зауралья и Дальнего Востока, отбросившая на несколько лет развитие услуг предоставления связи в этом регионе. Также контекстно впору вспомнить о т.н. «проклятии», довлеющем над этой орбитальной позицией, которое лишь подчеркнула неудача при запуске Экспресса.

 

Следующим негативным трендом 2014 года следует считать прекращение деятельности и уход с рынка целой плеяды DTH операторов на постсоветском пространстве. Первым в этой череде был украинский Лыбидь ТВ, который официально информировал своих абонентов о своём закрытии в начале апреля. Если откровенно, лично для меня это не стало неожиданностью, поскольку принципы, на которых базировалась деятельность этого оператора, были весьма спорны и оказались нежизнеспособными в свете последних процессов, происходящих на украинском рынке платного ТВ, с конца прошлого года. Созданный по лекалу запуска восточнососедского Триколора начального этапа его деятельности, а именно: очень дорогая аренда двух транспондеров на 36Е, не имеющих достаточной популярности среди владельцев спутниковых антенн в Украине, непродуманность и несистемность работы с правообладателями при заключении контрактов на ретрансляцию их телеканалов, сознательный демпинг цен при оформлении подписки на предложение Лыбидь ТВ, ставка на получение основного источника дохода от продажи морально устаревших ресиверов, доставшихся по случаю от другого проекта, отсутствие прямой коммуникации с конечным абонентом и перекладывание всего негатива в этом плане на дилеров, ставка на зарубежные каналы распространения, - вот, пожалуй, основные причины, которые были той «миной замедленного действия», приведшие к сворачиванию деятельности этого оператора (не просуществовал и года на рынке) усугубившиеся напряжением политической и экономической обстановки между двумя соседскими странами в ходе известных событий.

 

Дальнейшую «эстафету закрытия» подхватили и продолжили в уходящем году два российских оператора: Рикор (Актив) ТВ и Радуга ТВ. Первый объявил о своём закрытии в начале октября, второй – в начале декабря. Формальные причины этого различны, но есть нечто, что их объединяет в этом плане: мягко говоря, странная политика ведущего менеджмента компаний в организации ведения бизнеса на протяжении нескольких последних лет. И если с самого начала первого оператора специалисты называли за глаза «пятым колесом» среди существующих российских операторов, поскольку проект изначально был организован на непопулярной в стране орбитальной позиции 60Е и существовал как «вещь в себе», а его единственным положительным моментом было внедрение среди своих абонентов ресиверов с функцией интерактива, дающей возможность абоненту экспериментировать с возможностью «отложенного просмотра» на их PVR аппарате, то с печальным концом деятельности Радуги произошла поистине детективная история. Трудно предположить, что руководство оператора сознательно игнорировало соблюдение нормативно-правовой базы РФ, касающейся регламентирования операторской и провайдерской деятельности на территории страны. Печально, но факт, что несколько последних лет не было сделано никаких практических шагов со стороны Радуги, чтобы привести свои документы в должное соответствие. Однако, после того как стало понятным во второй половине прошлого года, что после запуска ABS 2 на этом спутнике должен появиться и развернуть деятельность с развитой соответствующей инфраструктурой новый российский DTH провайдер, местный регулятор применил к Радуге поистине тотальный прессинг на всех фронтах, попутно лишая их возможности должным и надлежащим образом оформить нормативные документы, затягивая и спуская на тормозах этот процесс. Его логическим завершением стало вышеупомянутое официальное объявление Радугой ТВ о сворачивании своей деятельности.

 

Если бросить ретроспективный взгляд на деятельность других операторов платного ТВ на постсоветском пространстве и состояние отрасли в целом, то можно отметить следующие характерные устойчивые тенденции: на рынке платного ТВ региона наступили тяжёлые времена, обусловленные усугублением экономической рецессии в Европе. Это, в свою очередь, вызвало сокращение рынка рекламы и раскручивание маховика падения курса национальных валют относительно ведущих мировых, что моментально отразилось на масштабах отчислений по ранее заключённым контрактам, которые традиционно всегда привязаны к курсам твёрдых валют. Это касается услуг аренды ёмкостей на спутниках, услуг аплинков, обслуживание CAS, отчислений правообладателям за контент, etc. К тому же на локальном рынке платного ТВ несколько последних лет неуклонно шёл процесс монополизации футбольного контента (традиционно одного из самых дорогих и популярных в мире) и концентрации его в руках медиагруппы «Украина». Этот процесс логически нашёл своё воплощение с конца прошлого и продолжился в текущем году при плановом перезаключении договоров МГУ с провайдерами на распространение портфолио своих телеканалов в их предложениях и связанных с этим пересмотром условий. В свою очередь, это обстоятельство вызвало серьёзные разногласия и конфликт между МГУ и многими провайдерами предоставления телеком услуг (кабельными, DTH и IPTV-ОТТ), что автоматически повлекло за собой исчезновение и замену рейтинговых телеканалов Футбол 1 и Футбол 2 из предложений последних. К сожалению, это процесс в полной мере коснулся и подписчиков украинского спутникового оператора Viasat, поскольку после заключения эксклюзивного договора на DTH распространение упомянутых телеканалов на платформе Xtra TV, абоненты Viasat лишились доступа к ним. Произошедшую замену назвать адекватной, мягко говоря – не получается, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что фактически уход Футболов - заменить нечем. В нынешней ситуации операторам впору заботится о выживании, и это касается всех оставшихся игроков на DTH рынке Украины, поскольку над ними (в отличие от кабельных), довлеет оплата аренды спутниковых ёмкостей.

 

Давайте вкратце пробежимся по деятельности двух других игроков на местном DTH рынке. Помимо эксклюзива на распространение Футболов необходимо отметить ещё один значительный успех Xtra TV, обладателя двух последних номинаций на звание «Лучшая DTH платформа Украины» - заключение договора с выводом на украинский медиарынок и появление в составе предложения Xtra TV телеканалов европейской SPI Groupe, которые доступны абонентам в предложении Xtra Box HD. Также летом с.г. года во время ЧМ по футболу в Бразилии Xtra TV впервые предоставила доступ своим абонентам до HD версии телеканала Футбол 1, что явилось по своей сути запуском HD вещания на платформе. Из негативного – принятие решения о закрытии фильмового телеканала собственного производства.

 

Если же говорить о том, чем запомнился уходящий год абонентам третьего украинского спутникового оператора - НТВ+ Украина, то это помимо самой низкой стоимости пакета Лайт Украина (5 грн.\мес. за доступ к предложению из 70 каналов) это, безусловно, уход из предложения оператора телеканалов группы Discovery с октября с.г. А основным событием у российского «большого» НТВ+, считаю декларированные изменения с нового года политики полноценной дистрибуции каналов собственного производства, когда они станут доступными для покупки другими операторами. Таким образом мы видим, что руководство компании существенно диверсифицирует источники своей прибыли, всё больше ориентируясь на канал поступления доходов от провайдерской деятельности, сознательно отказавшись от эксклюзива каналов собственного производства.

Уходящий год не добавил ничего эпохального к деятельности двух других российских операторов Триколор ТВ и Орион Экспресс, уверенно занимающих первое (декларировано ок. 15 млн, рост на 7% за год, ARPU 950 руб.) и второе место (более 2,5 млн., рост на 37%) по набранной абонентской базе, включая принятых абонентов Рикор. В деятельности первого, на мой взгляд, пожалуй стоит отметить начало тестового вещания промо канала в формате UHD, производства Eutelsat.

Если бы существовала номинация «Непонятка года» с моей точки зрения в ней не было бы конкурентов у нового российского оператора МТС, который объявил о своём выходе на рынок ещё в конце сентября, но по факту не начал коммерческого вещания на момент написания этой статьи. Будем уже в следующем году наблюдать за развитием ситуации.

 

Нельзя не отметить последние тенденции на российском медиарынке, проявившиеся в этом году. Главная из них - запрет с нового года рекламы на платных телеканалах, что уже обрушило устоявшуюся модель присутствия на рынке многих региональных и нишевых телеканалов, главным источником существования которых в значительной мере являлись рекламные поступления. Автором этого одиозного законопроекта стал депутат госдумы Игорь Зотов, а основная его идея состоит в том, что в условиях современного сужающегося рекламного рынка направить финансовые потоки от получения рекламы в бюджеты федеральных (читай государственных) телеканалов, тем самым заставив нишевые и региональные телеканалы либо прекратить свою деятельность в нынешних условиях, о чём уже заявил ряд тамошних каналов, либо срочно искать другие источники финансирования. В частности, это в полной мере касается существования и дальнейшей деятельности опального телеканала Дождь, на который в уходящем году в России была организована настоящая травля государственного масштаба за то, что освещение им некоторых политических и межгосударственных процессов не соответствовала официальной общепринятой. Под надуманным предлогом телеканал начал прессовать на всех фронтах местный регулятор и его исключили из своего предложения все DTH и большинство кабельных операторов, лишив 90% телеаудитории. На текущий момент времени телеканал ведёт FTA вещание со спутников Ямал (90Е) и Астра (4.9Е), а также доступен в сети Интернет. Перспективы на будущее у него – весьма туманны.

 

Также вышеупомянутые негативные экономические процессы нашли своё отражение в Украине в массовом закрытии и уходе с рынка нишевых телеканалов (порядка 6 из них закрылось, ещё 3 декларировали окончание вещания в начале 2015 г.), которые, в том числе, после смены собственников и декларирования изменения концепции вещания, стало нерентабельно содержать. Справедливости ради необходимо отметить, что Украина на сегодняшний день имеет в Европе одно из наибольших представительств по распространению своих телеканалов через спутники в режиме FTA (либо условно кодированном виде) и общее их количество перевалило показатель 65. Совершенно очевидно, что такой показатель телеканалов в нынешних условиях достаточно накладно содержать и распространять через спутник. Неслучайно нынешний глава Нацсовета Ю. Артёменко публично выразил сомнение в целесообразности вещания такого количества украинских телеканалов. Контекстно нужно отметить, что определённая их часть в своё время была создана по непрозрачным схемам в качестве «каналов-пустышек», единственной целью которых было получения лицензии на распространение в составе вещания национальных мультиплексов в режиме DVB-Т2, которое осуществляет в стране провайдер-монополист национального масштаба, компания «Зеонбуд». В данный момент эта структура переживает непростые времена, поскольку  массово начались многочисленные проверки на предмет законности их организации и текущей деятельности со стороны государственного регулятора. Компания «Зеонбуд» была создана также по непрозрачной схеме с собственниками в оффшоре с помощью покровительства влиятельных власть имущих политиков прошлого режима на бюджетные деньги с единственной целью заставить платить в эту структуру национального масштаба как украинские медиагруппы, так и конечных потребителей, в завуалированном виде, осуществив искусственную монополизацию рынка приёмных устройств. Поэтому для обеспечения возможности беспрепятственного распространения наземного цифрового сигнала и возможности его приёма любым совместимым оборудованием, регулятор обязал «Зеонбуд» снять кодирование сигнала. Сейчас рассматривается возможность создания альтернативного провайдера услуг распространения DVB-T2 национального масштаба на базе государственного концерна КРРТ.

 

«Кризис жанра» и стагнация отрасли проявились в ходе проведения профильных выставок – сентябрьской IBC в Амстердаме (в меньшей степени) и октябрьской ЕЕВС в Киеве. Если в ходе первой из них кризис проявился в недостатке свежих идей и пассивной эксплуатации (в который раз) избитых трендов, но при традиционном значительном присутствии экспонентов и посетителей, то вторая в том виде, в котором она проходила в этом году – жалкая по площади экспозиция, практически полное отсутствие серьёзных игроков рынка и брендов, вызывает лишь сочувствие к организаторам и заставляет верить в то, что в ближайшей перспективе будущее этого мероприятия будет более светлое и безоблачное. Единственное светлое воспоминание от минувшей киевской выставки – проведение интересного и содержательного форума  по секциям «Систем платного телевидения Украины» а также «Цифровых технологий телевидения и телекоммуникаций», на котором участники смогли высказать и обсудить в ходе состоявшихся круглых столов интересные и актуальные идеи и обменяться содержательными мнениями и видения перспектив выхода отрасли Украины на новый, более качественный уровень. Отголоском всех вышеперечисленных процессов стало решение оргкомитета украинской традиционной  премии «Media & Sat Leaders» в этом году отказаться от её присвоения.

 

Вот таким непростым, в целом – тяжёлым и неоднозначным, выдался финиширующий 2014 год для медиарынка СНГ в общем и отрасли Сат ТВ – в частности. В любом случае, его эмпирика и уроки будут учтены специалистами на будущее, которое (хочется верить), в дальнейшем будет более безоблачным. Но, увы, в уже недалёкой перспективе угадываются грядущие тяжёлые времена и постепенный закат «эры линейного ТВ», поскольку развитие новых технологий и сервисов (PPV, всех разновидностей VoD, двухнедельных библиотек контента) и темпы их практического внедрение среди операторов OTT и IPTV, онлайн видеосервисов по принципу Аnything – Аnywhere, оставляют всё меньше шансов на это самое светлое будущее традиционным способам доставки контента, особенно с учётом взросления поколения, которое выросло на интернете и не признаёт традиционных способов телесмотрения. И мы, как потребители и энтузиасты спутникового ТВ, должны об этом помнить и держать руку на пульсе событий.

 

Мыслями поделился – yorick ©

http://viasatfan.clan.su/news/zadumchivo_gljadja_vsled_unosjashhemusja_godu_sinej_loshadi/2014-12-30-2993

 

Просмотров: 501 | Добавил: yorick
Всего комментариев: 3
3  
Расширенное подбитие Итогов Года!..Спасибо... smile

0
2  
Мистер Йорик, хорошая статья ! smile По крайней мере мне понравилась. Читал с интересом. Можете, когда захочете ! biggrin

0
1  
Супер! Рукоплескаю творческому гению yorick! Вдвойне приятно, что премьера данного обзора состоялась на нашей площадке! Замечательный подарок нашим читателям в канун Нового года newyear

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]